Здесь рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся определения расходов на энергоресурсы, эксплуатационно-инженерных расходов, прочих производственных, административных и коммерческих расходов. Что касается нормирования расходов на сырье и материалы, с этим обычно проблем не бывает, и в той или иной мере, в документах по инвестпроекту эта тема достаточно хорошо раскрывается. А вот со всеми остальными статьями расходов бывает все не так просто…
Затраты на энергоресурсы. Иногда в бизнес-планах стоимость энергоресурсов нормируют нормируют как Х% от стоимости сырья и материалов или Х% от выручки от реализации продукции. Это очень грубый подход, в то время как выполнить правильный расчет бывает достаточно просто.
На самом деле затраты на энергоресурсы определяются характеристиками энерго-, газо, водо- (и т.п.) потребления оборудования. Они могут быть опубликованы на интернет-ресурсе поставщика оборудования или содержаться в коммерческом предложении. Наконец, заказчик их может просто запросить у производителя (и это самый правильный вариант). Ну а далее, с учетом производительности, количества рабочих часов в сутки и тарифов на площадке проекта все достаточно просто рассчитывается в пересчете на единицу продукции. В крайнем случае можно посчитать и по аналогичному оборудованию, цифры будут близкие.
Эксплуатационно-инженерные расходы. Электроэнергия, газ и вода расходуются не только в производственных процессах. Электроэнергия еще нужна на освещение производственных, складских и административных помещений и на хоз.нужды, газ в большинстве случаев нужен на отопление и обеспечение ГВС в помещениях, вода тоже уходит на хоз.нужды. Не учитывать такие затраты при разработке бизнес-плана – это ошибка.
Все эти затраты могут быть рассчитаны исходя из размеров площадей (отопление, кстати, рассчитывается исходя из объема, а не из площади, тем более, что высота производственных и складских помещений может составлять по 6-8 метров и более).
Также в составе эксплуатационно-инженерных расходов в финансовой модели не следует забывать:
- расходы на содержание территории, логистических площадок, проездов, включая уборку снега зимой (это затратное дело, если нет своей спецтехники), и расходы на наружное освещение,
- расходы на охрану и контроль доступа (посты ЧОП, если нет штатных охранников),
- расходы на уборку производственных и административных помещений,
- расходы на содержание (текущий ремонт) помещений, зданий, инженерных сетей,
- расходы на обслуживание, ремонт и запчасти к приобретенному производственному оборудованию.
В отдельных случаях, если проект реализуется на базе действующего предприятия, все эти расходы уже известны заказчику и он может их предоставить, тогда и рассчитывать ничего не нужно, все цифры известны.
Расходы на содержание автотранспорта. ГСМ – это само собой, да. Чтобы узнать расход ГСМ нужно знать пробег. Как спрогнозировать расчетным путем ежемесячный пробег каждого ТС?
Грузоподъемность известна (при разработке бизнес-плана у заказчика можно запросить марки и модели ТС, тогда станет известна грузоподъемность), предположительные точки назначения тоже известны (это поставщики или потребители в соответствующих городах или ближайшая грузовая ж/д станция, где будет осуществляться перегрузка из/в вагонов на автотранспорт). Считаем средний пробег в динамике по шагам планирования исходя из плановых объемов перевозок и умножаем на норматив расхода для ТС и стоимость соляры. Вот и получаются обоснованные цифры по ГСМ, которые должны быть отражены в финансовой модели.
И еще есть расходы на ТО, запчасти и ремонт автотранспорта. При коммерческой эксплуатации с пробегом по 5-7 тыс. км в месяц — это не личный а/м обслуживать раз в год.
Опять же, если проект реализуется на базе действующего бизнеса, все эти усредненные расходы уже известны заказчику и он может их предоставить.
Ну ОСАГО можно конечно пренебречь за малостью суммы, а вот если автотранспорт у вас приобретается в кредит или в лизинг, то вам светит обязательное КАСКО. А это уже другая сумма, особенно если у вас в инвестиционном проекте пара десятков ТС.
Средства индивидуальной защиты (СИЗ) и спецодежда. Затраты на обеспечение персонала спецодеждой и обувью потребуется практически в любом производственном проекте.
Все прайсы — в свободном доступе. Считается все элементарно исходя из периодичности замены, это зависит от условий работы.
Если же в проекте планируется производство с вредными условиями труда, то тут все несколько сложнее. Специалисты по охране труда заказчика (если таковые есть) должны предоставить сведения о необходимых СИЗ. Или разработчик должен изучить нормативную базу и методические рекомендации по охране труда, чтобы рассчитать расходы на СИЗ (перчатки, респираторы, фильтры, лицевые маски, одноразовые комбинезоны и т.п.) Кстати периодичность замены у них бывает до 3 и более раз в смену! Ну а сумма годовых затрат тоже может быть впечатляюще неожиданной.
Утилизация отходов. В большинстве случаев, эта статья затрат в бизнес-планах не учитывается вовсе. Но утилизация промышленных отходов может быть существенной статьей затрат в проекте.
Во-первых, следует пронормировать объемы образования отходов производства по видам используемого сырья и материалов.
Во-вторых – классифицировать их по классам опасности.
В-третьих, узнать расценки специализированных организаций в окружении площадки проекта, имеющих право на утилизацию отходов.
Вот на основании этих данных и должен быть выполнен расчет затрат на утилизацию отходов в динамике по шагам планирования (расчетов).
Кстати, отходы производства – это не только отходы сырья и материалов. Это еще тара и упаковка. А она может быть, например, химически опасной, и утилизация ее будет стоить немало денег.
С другой стороны, бывает, что отходы можно сдавать на переработку и это может быть отражено в расчетах как дополнительный источник доходов инвестиционного проекта.
Сертификация продукции и производства. Несмотря на то, что обязательной сертификации в России как-бы и нет, но для поставок на госпредприятия, для участия в тендерах, для экспортных поставок придется сертифицировать и продукцию, и производство.
Расходы совсем небольшие. Кстати, сертификаты имеют разные сроки действия и расходы могут быть регулярными.
Рекламно-маркетинговые издержки. Обычно делают так. Рекламно-маркетинговые издержки приравнивают к Х% от выручки. Ну в совсем укрупненном случае, для приблизительного, оценочного расчета, наверное, так можно.
А вообще-то следует сначала сформировать и обосновать в бизнес-плане перечень рекламно-маркетинговых мероприятий (использование печатных СМИ, интернет-ресурсов, участие в выставках и т.п.), описать их периодичность и исходя из этого рассчитать годовой рекламно-маркетинговый бюджет.
/ июль 2017 /