В производственных инвестиционных проектах, как правило, предполагается приобретение оборудования. И вот здесь при разработке бизнес-плана важно обратить внимание на следующее:
Расходы по транспортировке оборудования на площадку проекта
Правильно их рассчитывать исходя из условий поставки, указанных в коммерческом предложении поставщика (этот документ почти всегда имеется у заказчика и, если там не указаны условия поставки, их следует запросить дополнительно). Какие транспортные расходы несет поставщик оборудования, а какие – покупатель? Здесь возможны варианты:
- Поставщик может погрузить оборудование на судно или ж/д, автотранспорт, и на этом его расходы закончатся;
- Поставщик может обеспечить доставку оборудования до какой-либо географической точки или непосредственно на площадку проекта.
Исходя из этих условий при разработке бизнес-плана должны быть рассчитаны затраты покупателя на транспортировку оборудования с учетом его массогабаритных характеристик, способов транспортировки (морской фрахт, ж/д, автотранспорт или все сразу) и тарифных расстояний. Все это вполне можно укрупненно рассчитать и отразить в финансовой модели, и в открытых источниках содержится достаточно информации для таких расчетов.
При разработке бизнес-плана должны быть учтены шеф-монтаж и пусконаладочные работы (ПНР)
Для какого-нибудь простого оборудования, вводимого в эксплуатацию собственными силами, можно конечно так оценочно прикинуть сумму затрат на ПНР. Но если это серьезная технологическая линия, то и расчет нужно выполнять полностью. Для выполнения ПНР сложного оборудования поставщик обычно командирует своих сотрудников. Если в условиях поставки не указано прямо, что эта услуга учтена в стоимости оборудования, то в финансовой модели должна быть рассчитана и учтена оплата проезда, проживания, питания для персонала поставщика согласно количеству командируемого персонала.
Расходы на обучение персонала. Обычно эту услугу предоставляет поставщик оборудования (опять же, такие условия должны быть отражены в коммерческом предложении на оборудование)
Но и здесь возможны варианты:
- Покупателю оборудования потребуется командировать группу своих сотрудников для обучения в место, обозначенное поставщиком. Это место может быть и за пределами России. Соответственно при разработке бизнес-плана нужно учесть расходы на проезд, проживание, питание для всего командируемого на обучение персонала.
- Поставщик командирует своих сотрудников, которые проведут обучение на площадке проекта. В этом случае должны быть рассчитаны стоимость проезда, проживания, питания для персонала поставщика, если такие расходы не учтены в стоимости оборудования.
Кстати, такие инвестиционные издержки по обучению персонала должны быть рассчитаны и учтены в финансовой модели отдельно от стоимости оборудования, так как в соответствии с действующими правилами учета они не увеличивают стоимость основных средств и, следовательно, не могут быть включены в их балансовую стоимость. Ну и все это не относится к элементарным единицам оборудования, для работы на которых достаточно простого инструктажа и базовых навыков.
Импорт оборудования. Часто отражают импорт как обыкновенное приобретение оборудования, как будто оно в России приобретается. Но не надо забывать по таможенную пошлину и корректный размер НДС к уплате.
А еще при импорте возможны варианты:
- Импорт и таможенная очистка осуществляется налоговым резидентом РФ (российским представителем производителя оборудования или какой-нибудь российской торгово-посреднической компанией, специализирующейся на комплексном оснащении предприятий). А инициатор проекта, в свою очередь, приобретает оборудование у налогового резидента РФ. В этом случае все просто, фактически оборудование приобретается в России.
- Если же оборудование импортируется непосредственно инициатором инвестиционного проекта, то при разработке бизнес-плана должны быть правильно учтены импортные пошлины и уплата НДС. Кстати, существует утвержденный перечень технологического оборудования, не производимого в РФ, ввоз которого в Россию не облагается НДС, и здесь уже нужно смотреть коды ТН ВЭД и, возможно, придется запрашивать соответствующую информацию у поставщика.
В любом случае, пояснения о порядке импорта оборудования должны быть отражены в бизнес-плане, так, чтобы было понятно, кто конкретно его импортирует и уплачивает таможенные пошлины.
Оснащение и оборудование площадей и рабочих мест мебелью, оргтехникой и прочим имуществом
При разработке бизнес-плана должны быть отражены расходы на оснащение административных и производственных площадей мебелью, оргтехникой исходя из численности персонала
Все эти затраты нормируются и рассчитываются исходя из численности персонала инвестпроекта и характера деятельности — для АУП, ИТР и производственного персонала требуется разное оснащение. Для предприятия с численностью персонала даже под 500 человек уже выходят не маленькие расходы.
Еще один важный момент. Редко кто заглядывает в СанПин, регламентирущий санитарно-защитные зоны, и очень зря. У меня была пара проектов, когда из-за размера СЗЗ пришлось вообще менять площадку проекта.
А можно ли обойтись при разработке бизнес-плана без всех этих деталей? Да можно. А еще можно посчитать все в тетрадке, столбиком. Это всего лишь вопрос точности расчетов. Прорабы говорят – когда планируешь стройку, посчитай смету и умножь на два, это и будет верный прогноз. Вы тоже хотите так делать бизнес? Выбор за Вами.
/ июль 2017 /