По опыту прошедших 5-6 лет могу однозначно заметить, что создание новых предприятий на территориях опережающего социально-экономического развития набирает популярность в России. Для тех, кто планирует разместиться в какой-нибудь ТОСЭР могу рассказать следующее:

Требования и регламенты

Все требования к будущему резиденту, к его проекту и всей документации регламентируются:
1. Постановлением Правительства РФ №614 от 22 июня 2015  
2. Постановлением Правительства РФ о создании выбранной Вами конкретной ТОСЭР
3. Постановлением органов власти субъекта РФ об обеспечении функционирования конкретной ТОСЭР или о порядке заключения соглашений с резидентами ТОСЭР или о реализации масштабных и приоритетных проектов в субъекте РФ – эти нормативные документы по-разному называются в разных регионах.

Отличия между ТОСЭРами

  • Существуют отличия по допустимым видам деятельности. Перечень таких видов деятельности указан в Приложении к документу №2 (см. выше). Код основного вида деятельности по ОКВЭД будущего резидента должен соответствовать видам деятельности, указанным в Перечне допустимых видов.
  • Еще существуют отличия в налоговых льготах. Если точнее, в размере льготы по налогу на прибыль. Остальные льготы одинаковы. В части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ законодательно предусмотрен диапазон, в котором ставка налога на прибыль может быть принята на уровне субъекта РФ. Регионы самостоятельно определяют эту ставку на первые 5 лет деятельности резидента и на последующий период (итого 10 лет, после этого все льготы закончатся).

Критерии и отчетность резидентов и их проектов

  • Основными показателями, по которым придется потом регулярно отчитываться, являются объем инвестиций и создание рабочих мест.
  • Критерии минимального объема инвестиций указаны в документе №2 (см. выше) и они учитываются без НДС. Инвестициями считаются только вложения в амортизируемое имущество с некоторыми ограничениями и особенностями, указанными в документе №1 (см. выше).
  • Чтобы инвестиции были «зачтены» как инвестиции резидента по соглашению о деятельности в ТОСЭР, эти инвестиции должны быть осуществлены после получения статуса резидента.

Документация для получения статуса резидента

Для получения статуса резидента необходимо будет разработать и подготовить комплект документации по формам, установленным в документе под номером 3 (см. выше). В состав комплекта документации войдут:

  • Бизнес-план
  • Финансово-экономическая модель со спецтаблицей «Основные показатели проекта»
  • Паспорт инвестиционного проекта
  • Заявка на заключение соглашения
  • Презентация (требуется не во всех регионах)

Сроки действия налоговых льгот

  • В течение 10 лет после получения статуса резидента, для предприятия действуют льготные условия налогообложения. Льготы по налогу на прибыль начинаются с начала календарного года, в котором получена первая прибыль.
  • Пониженные тарифы страховых взносов (7,6% вместо 30%) применяются в течение 10 лет только в отношении новых, созданных после получения статуса резидента рабочих мест.
  • Пониженные тарифы страховых взносов действуют только для тех резидентов, которые получили статус резидента в течение первых трех лет действия ТОСЭР. Если резидент зашел в ТОСЭР на четвертом году существования ТОСЭР, то для такого резидента страховые взносы не льготируются.
  • Еще не льготируются в ТОСЭР отчисления в ФСС от несчастных случаев и прочие подобные взносы.

Что Вам даст ТОСЭР

Про состав налоговых льгот ТОСЭР все написано уже на тысячах сайтов. А какими будут эти льготы в цифрах, в динамике? Могу резюмировать по опыту пары десятков разработанных проектов, большая часть из которых является уже действующими резидентами.

  • Производство на предприятии резидента начинается не сразу после получения статуса резидента. Есть период строительства или подготовки помещений. Есть период приобретения оборудования, монтажа, ПНР. Есть период пробной/опытной эксплуатации производственных мощностей и период до выхода на проектную мощность. Этот период может длиться от года до нескольких лет и в этот период размер налогов, начисленных к уплате как правило минимален по объективным причинам, даже без льгот.
  • С учетом льгот за все предстоящие 10 лет деятельности в ТОСЭР сумма сэкономленных налогов (не включая страховые взносы, а только прибыль, имущество и земельный налог) составит в общем случае приблизительно 40%-60% от суммы налогов, которые Вы заплатили бы без льгот. То есть примерно вдвое снижается налоговая нагрузка. Ну это если Вы не будете применять разные схемы налоговой оптимизации. Если их применять, то экономия будет конечно не такой значительной. 
  • Основная экономия выходит за счет налога на прибыль. Причем минимальная ставка налога действует в первые пять лет после получения первой прибыли. То есть, в ваших интересах как можно быстрее выйти на проектную мощность, чтобы побольше сэкономить на налоге на прибыль. Если же развитие предприятия будет происходить медленно, и прибыль в первые пять лет будет незначительна, то и ощутимых сумм прибыли сэкономить не получится. 
  • Для тех предприятий, где численность персонала исчисляется сотнями человек, особенно важна экономия на страховых взносах, она в таких случаях дает особо существенный дополнительный эффект экономии.
  • Если у вас в проекте не предусмотрены инвестиции в амортизируемое недвижимое имущество (здания, сооружения и т.п.), то льгота по налогу на имущество Вам не актуальна, потому что все движимое имущество и без всяких ТОСЭРов не облагается налогом на имущество с 2019 года.
  • И да, за нарушение графика инвестиций и графика создания рабочих мест придется понести материальную ответственность, вплоть до начисления и уплаты всех ранее льготированных налогов.

Сроки получения статуса резидента

Срок подготовки всей необходимой документации в большинстве регионов составляет около 20-30 дней, если потенциальный резидент оперативно предоставляет всю необходимую информацию по заданным вопросам. В отдельных регионах к бизнес-планам и финмоделям резидентов предъявляются особые требования, мягко скажем повышенной степени детализации, в таком случае разработка может занять до 40 дней.

После подачи документов на рассмотрение, региональные департаменты и министерства будут анализировать документацию около 2-3 месяцев до принятия положительного решения. Практика показала, что этот срок не получается сократить даже тем заявителям, которые располагают серьезными административными ресурсами или реализуют второй-третий проект на территории той же самой ТОСЭР. Так что, как говорится, быстро только кошки родятся. 

Ну что… Добро пожаловать в ТОСЭР. 

Как подробно раскрыть

описать и проанализировать проект?

В большинстве случаев разработку бизнес-плана заказывают, когда нужно привлечь финансирование (заем, субсидию, прямые инвестиции) или получить льготы и преференции (налоговые льготы, аренда земли без торгов по льготным ставкам и т.п.) Соответственно, Вы будете подавать бизнес-план в банк, фонд или в министерство, департамент органов власти или инвесторам, которые будут его анализировать.

Поэтому одна из главных задач бизнес-плана состоит в том, чтобы доказать состоятельность и практическую реализуемость проекта, и обосновать возможность достижения запланированных в проекте целей.

Прогнозируемые доходы, наличие прибыли и окупаемости в инвестиционном проекте – это хотя и важные, но недостаточные составляющие обоснования.

Во-первых, существует множество факторов, способных воспрепятствовать или затруднить реализацию проекта, привести к дополнительным, непредвиденным издержкам, или невыходу на проектную мощность, недостижению запланированных объемов.

И бизнес-план предназначен в том числе для того, чтобы подробно раскрыть, описать и проанализировать проект с разных сторон, так чтобы у лиц, принимающих решение о финансировании или предоставлении льгот не осталось вопросов и сомнений в успешной реализации проекта.

И бизнес-план предназначен в том числе для того, чтобы подробно раскрыть, описать и проанализировать проект с разных сторон, так чтобы у лиц, принимающих решение о финансировании или предоставлении льгот не осталось вопросов и сомнений в успешной реализации проекта.

Разработка бизнес плана

для целевой аудитории

Во-вторых, реализация любого проекта складывается из множества разных взаимосвязанных процессов, как на инвестиционном этапе, так и на операционном (эксплуатационном) этапе. Среди этих процессов есть основные (главные) процессы, а есть второстепенные, вспомогательные процессы, без которых главные процессы не будут функционировать.

Иногда такие вспомогательные процессы имеют большое влияние на проект или требуют серьезных издержек. Они также должны быть проработаны в бизнес-плане, обоснованы цифрами и учтены в расчетах.

В зависимости от того, кто будет анализировать Ваш бизнес-план – инвесторы, банки или органы власти, их будут интересовать разные вопросы, которые должны быть глубже рассмотрены и акцентированы. Поэтому хороший, качественный бизнес-план – это всегда индивидуальная разработка, учитывающая не только цели Заказчика, но и круг интересов лиц, которые будут анализировать этот документ.

Заказать разработку
бизнес-плана под ключ

Заполните данную форму
и я перезвоню Вам

Получите бесплатную консультацию,
заполните данную форму
и я перезвоню Вам