В ряде регионов России в общепите нарастают серьезные проблемы. Понятно, что виной всему пандемия коронавируса и введение всевозможных ограничительных мер. Но пора что-то делать уже на региональном уровне. Примечательно, что, к примеру, в Москве ситуация пока не критичная, при этом правительство Москвы заблаговременно, не дожидаясь смерти всей отрасли общепита 29 июня 2021 года уже приняло Постановление № 922-ПП, которым был утвержден пакет мер антикризисной поддержки общепита, включая отсрочку по оплате арендных платежей, возможность льготного кредитования по ставке 4% годовых, льготные кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели, кроме того предприятия общепита включили в программу предоставления субсидий до 1 млн. руб. субъектам МСП. В то время как в некоторых других регионах, где с общепитом все гораздо хуже чем в Москве, никаких серьезных мер поддержки пока не принимается.

Далее представлен рейтинг регионов по тренду в отрасли общепита на карте России:

20 регионов с наиболее негативными трендами за период 2017-2020: 

  • Краснодарский край
  • Брянская область
  • Саратовская область
  • Камчатский край
  • Республика Северная Осетия — Алания
  • Республика Бурятия
  • Кировская область
  • Калининградская область
  • Вологодская область
  • Владимирская область
  • Чеченская республика
  • Томская область
  • Хабаровский край
  • Свердловская область
  • Рязанская область
  • Курганская область
  • Мурманская область
  • Пермский край
  • Ивановская область
  • Ставропольский край

Подробнее о некоторых регионах с критической обстановкой в общепите:

Краснодарский край — 66 место в РФ. Удельная выручка на 1 предприятие снизилась на 42,6% (!!!) Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 31,5% (75 место в РФ) на фоне незначительного роста доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ, что может свидетельствовать о значительном падении уровня доходов и заработной платы в отрасли и снижении рентабельности.

Брянская область — 67 место в РФ. Удельная выручка на 1 предприятие снизилась на 10,3%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 18,6% (60 место в РФ) на фоне незначительного снижения доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ. Снижение рентабельности в отрасли, падение доходов и заработной платы.

Саратовская область — 68 место в РФ. На фоне роста на 18,2% удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 34,5%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 27,6% (70 место в РФ) на фоне незначительного снижения доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ. Критическое снижение рентабельности в отрасли, падение доходов и заработной платы.

Кировская область — 72 место в РФ. Рост удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей практически отсутствует. Снижение удельной выручки на 1 предприятие составило 13,3%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 23,9% (65 место в РФ) на фоне незначительного снижения доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ. Критическое снижение рентабельности в отрасли.

Вологодская область — 74 место в РФ. Прирост удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей составил 18,9%, при этом произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 30,5%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 31,5% (74 место в РФ). Снижение доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ составило 17,0% (68 место в РФ). Критическое снижение рентабельности в отрасли и сокращение штата предприятий общепита.

Владимирская область — 75 место в РФ. Увеличение удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей составило 7,0%, при этом произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 20,8%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 27,5% (69 место в РФ). Снижение доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ составило 14,4% (65 место в РФ). Существенное снижение рентабельности в отрасли и сокращение штата предприятий общепита.

Томская область — 77 место в РФ. Изменение удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей незначительно. Снижение удельной выручки на 1 предприятие составило 16,1%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 14,9% (56 место в РФ). Снижение доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ составило 39,2% (81 место в РФ). Существенное снижение рентабельности в отрасли на фоне массового сокращение штата предприятий общепита.

Хабаровский край — 78 место в РФ. Увеличение удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей составило 19,7%, при этом произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 27,0%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 37,4% (78 место в РФ). Снижение доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ составило 19,3% (72 место в РФ). Критическое снижение рентабельности в отрасли и сокращение штата предприятий общепита.

Свердловская область — 79 место в РФ. Увеличение удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей составило 11,5%, при этом произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 25,7%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 30,6% (73 место в РФ). Снижение доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ составило 18,3% (70 место в РФ). Существенное снижение рентабельности в отрасли и сокращение штата предприятий общепита.

Рязанская область — 80 место в РФ. Рост удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей составил 12,3%. Снижение удельной выручки на 1 предприятие составило 41,9%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 44,4% (81 место в РФ) на фоне незначительного снижения доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ. Критическое снижение рентабельности в отрасли, значительное падение уровня доходов и заработной платы.

Курганская область — 81 место в РФ. На фоне роста на 12,2% удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 24,3%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 29,6% (72 место в РФ) на фоне снижения доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ на 20,0% (75 место в РФ). Существенное снижение рентабельности в отрасли и сокращение штата предприятий общепита.

Мурманская область — 82 место в РФ. Увеличение удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей составило 21,0%, при этом произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 34,7%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 64,7% (84 место в РФ). Снижение доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ составило 32,1% (79 место в РФ). Критическое снижение рентабельности в отрасли и массовое сокращение штата предприятий общепита.

Пермский край — 83 место в РФ. На фоне роста на 10,6% удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 74,3%. (!!!) Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 70,7% (85 место в РФ) на фоне снижения доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ на 16,2% (66 место в РФ) Критическое снижение рентабельности в отрасли и сокращение штата предприятий, падение уровня доходов и заработной платы в отрасли.

Ивановская область — 84 место в РФ. Изменения удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей отсутствуют, падение удельной выручки на 1 предприятие составило 13,7%. Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 35,7% (77 место в РФ) на фоне снижения доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ на 23,6% (77 место в РФ). Критическое снижение рентабельности в отрасли и значительное сокращение штата предприятий общепита.

Ставропольский край — 85 место в РФ. Увеличение удельной численности предприятий общепита на 1000 жителей составило 9,4%, при этом произошло снижение удельной выручки на 1 предприятие на 60,4%. (!!!) Доля выручки предприятий общепита в составе выручки в целом по экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ снизилась на 64,2% (82 место в РФ). Снижение доли персонала предприятий общепита в составе трудовых ресурсов, занятых в экономике региона по сравнению с аналогичным показателем по РФ составило 56,7% (85 место в РФ). Критическое снижение рентабельности в отрасли и сокращение штата предприятий, падение уровня доходов и заработной платы в отрасли.

За период 2017-2020 гг в 32 регионах России коэффициент локализации – доля выручки предприятий общепита в совокупной выручке экономики региона по отношению к аналогичному показателю в целом по России вырос более чем на 10%. При этом за рассматриваемый период в 34 регионах произошло снижение коэффициента локализации более чем на 10%. Наиболее сильное сокращение коэффициента локализации по выручке произошло в следующих регионах:

20 регионов с наибольшим снижением коэффициента локализации* общепита по выручке (2017-2020):

— Коэффициент локализации предприятий по выручке отражает соотношение доли выручки предприятий рассматриваемой отрасли в совокупной выручке экономики региона к аналогичному показателю по Российской Федерации в целом. Соотношение близкое к 1,0 соответствует среднероссийскому уровню. На диаграмме приведено изменение коэффициента локализации по выручке за 2017-2020 гг по регионам.

В перечисленных регионах развитие отрасли общепита характеризуется критически негативными трендами. Отрасль нуждается в особом внимании и контроле со стороны региональных органов власти. Для сохранения отрасли общепита и выведения из кризиса необходима разработка и внедрение на уровне регионов специальных мер поддержки и стимулирования, включая меры финансового и нефинансового характера.

Полный экспресс-обзор по количеству предприятий, выручке, удельной выручке, коэффициентам локализации по выручке и персоналу по итогам 2020 года и в динамике за период 2017-2020 с расчетом рейтингов и показателей прилагается (скачивание по нажатию на картинку).

/ июль 2021 /

Как подробно раскрыть

описать и проанализировать проект?

В большинстве случаев разработку бизнес-плана заказывают, когда нужно привлечь финансирование (заем, субсидию, прямые инвестиции) или получить льготы и преференции (налоговые льготы, аренда земли без торгов по льготным ставкам и т.п.) Соответственно, Вы будете подавать бизнес-план в банк, фонд или в министерство, департамент органов власти или инвесторам, которые будут его анализировать.

Поэтому одна из главных задач бизнес-плана состоит в том, чтобы доказать состоятельность и практическую реализуемость проекта, и обосновать возможность достижения запланированных в проекте целей.

Прогнозируемые доходы, наличие прибыли и окупаемости в инвестиционном проекте – это хотя и важные, но недостаточные составляющие обоснования.

Во-первых, существует множество факторов, способных воспрепятствовать или затруднить реализацию проекта, привести к дополнительным, непредвиденным издержкам, или невыходу на проектную мощность, недостижению запланированных объемов.

И бизнес-план предназначен в том числе для того, чтобы подробно раскрыть, описать и проанализировать проект с разных сторон, так чтобы у лиц, принимающих решение о финансировании или предоставлении льгот не осталось вопросов и сомнений в успешной реализации проекта.

И бизнес-план предназначен в том числе для того, чтобы подробно раскрыть, описать и проанализировать проект с разных сторон, так чтобы у лиц, принимающих решение о финансировании или предоставлении льгот не осталось вопросов и сомнений в успешной реализации проекта.

Разработка бизнес плана

для целевой аудитории

Во-вторых, реализация любого проекта складывается из множества разных взаимосвязанных процессов, как на инвестиционном этапе, так и на операционном (эксплуатационном) этапе. Среди этих процессов есть основные (главные) процессы, а есть второстепенные, вспомогательные процессы, без которых главные процессы не будут функционировать.

Иногда такие вспомогательные процессы имеют большое влияние на проект или требуют серьезных издержек. Они также должны быть проработаны в бизнес-плане, обоснованы цифрами и учтены в расчетах.

В зависимости от того, кто будет анализировать Ваш бизнес-план – инвесторы, банки или органы власти, их будут интересовать разные вопросы, которые должны быть глубже рассмотрены и акцентированы. Поэтому хороший, качественный бизнес-план – это всегда индивидуальная разработка, учитывающая не только цели Заказчика, но и круг интересов лиц, которые будут анализировать этот документ.

Заказать разработку
бизнес-плана под ключ

Заполните данную форму
и я перезвоню Вам

Получите бесплатную консультацию,
заполните данную форму
и я перезвоню Вам