Проекты индустриальных, агропромышленных парков, технопарков (инфраструктурные проекты) предполагают, как правило, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов производственной, логистической и инженерно-транспортной инфраструктуры в целях развития отдельных отраслей промышленности региона.
Такие проекты оказывают существенное влияние на социально-экономическое положение территории – это долгосрочные стратегические проекты, увеличивающие конкурентоспособность региона, его устойчивое и сбалансированное развитие.
Инфраструктурные проекты в большинстве случаев реализуются с государственной поддержкой в форме субсидий из федерального и регионального бюджетов, так как без государственной поддержки реализация таких проектов может быть экономически нецелесообразна как для региона, так и для частных инвесторов.
Полные сведения о нормативно-правовой базе, регламентирующей сферу индустриальных парков и технопарков по состоянию на 2022 год опубликованы в сборнике Ассоциации индустриальных парков России: ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО НОРМАТИВНЫМ ПРАВОВЫМ АКТАМ В СФЕРЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ В РОССИИ
За прошедшие 7 лет я принимал участие в разработке документации около 20 таких проектов — частных и государственных индустриальных, промышленных и агропромышленных парков и технопарков в разных регионах России.
Требования к документации таких проектов, включая бизнес-планы и финансовые модели, регламентируются постановлениями правительства, в соответствии с которыми осуществляется бюджетное финансирование проектов.
При разработке бизнес-плана проводится детальный анализ региональной экономики, промышленности, инвестиций, выполняется обоснование специализации парка/технопарка, рассчитываются и обосновываются требования к потенциальным резидентам и формируются основные условия резидентной политики парка.
В финансовой модели выполняются расчеты по деятельности Управляющей компании и моделируется деятельность резидентов парка или технопарка в динамике, включая налоговые отчисления резидентов по всем видам налогов, а также выполняется расчет бюджетной эффективности в разрезе трех уровней бюджетной системы РФ.
Особенность бизнес-планов и финансовых моделей инфраструктурных проектов состоит в том, чтобы отразить социально-экономические и бюджетные эффекты от реализаци проекта для государства, региона и муниципального образования, так как государство является основным бенефициаром таких проектов. В составе бюджетных и социально-экономических эффектов как правило рассчитываются:
- Количество созданных рабочих мест;
- Уровень заработной платы в проекте в сопоставлении со средней заработной платой по региону и отрасли;
- Доходы бюджетной системы в форме налоговых отчислений проекта по трем уровням (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и муницмпальный бюджет);
- Соотношение предоставленной субсидии или суммы предоставленных налоговых льгот к доходам бюджета соответствующего уровня за прогнозный период;
- Денежные потоки, NPV, IRR, сроки окупаемости проекта для разных уровней бюджетной системы;
- Доля выручки резидентов в составе отраслевой выручки региона;
- Доля выручки резидентов в составе выручки МСП региона;
- Размер внебюджетных инвестиций резидентов в составе отраслевых внебюджетных инвестиций региона;
- Прочие эффекты, определяемые спецификой проекта: прирост внутреннего производства конкретных отраслей по региону (рост самообеспеченности региона), рост экспорта, рост производственной кооперации и другие эффекты.
В комплект разрабатываемых мной документов входят бизнес-план в MS Word и финансовая модель в MS Excel, согласно установленным требованиям, регламентирующим финансирование индустриального парка/технопарка.
В стоимость моих работ включена поддержка (сопровождение) проекта при рассмотрении в органах власти субъекта РФ, включая работу с замечаниями и рекомендациями экспертов, взаимодействие (переговоры, переписка) с экспертами по вопросам, касающимся бизнес-плана и финансовой модели.