БИЗНЕС-ПЛАНЫ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ, ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ, ТЕХНОПАРКОВ

Проекты индустриальных, агропромышленных  парков, технопарков (инфраструктурные  проекты) предполагают строительство, реконструкцию и модернизацию объектов производственной, логистической и инженерно-транспортной инфраструктуры в целях развития промышленности региона или ее отдельных отраслей. 

Такие проекты оказывают существенное влияние на социально-экономическое положение территории – это долгосрочные стратегические инфраструктурные проекты, увеличивающие конкурентоспособность региона, его устойчивое и сбалансированное развитие. 

Создание индустриальных парков, технопарков в большинстве случаев реализуется с государственной поддержкой в форме субсидий из федерального и регионального бюджетов, так как без государственной поддержки такие проекты могут быть экономически нецелесообразны как для региона, так и для частных инвесторов.

Основные требования к индустриальным, агропромышленным паркам и технопаркам:

Основные требования к индустриальным, агропромышленным паркам и технопаркам установлены следующими документами:

Индустриальные парки, агропромышленные парки
  • Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. N 794 "Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков";
  • ГОСТ Р 56301 - 2014 ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ Требования
Технопарки
  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1863 "О промышленных технопарках и управляющих компаниях промышленных технопарков"
  • ГОСТ Р 56425 – 2021 ТЕХНОПАРКИ Требования

Основные требования к объектам, территории и инфраструктуре индустриальных и агропромышленных парков:

Территория
  • Не менее 8 га;
  • Участки должны быть смежными или располагаться на дальше 2 км. друг от друга;
  • Вид разрешенного использования допускает размещение промышленных объектов (для агропарков - размещение объектов переработки сельскохозяйственной продукции, сырья, производства пищевых продуктов, оказание услуг по обслуживанию сельскохозяйственного производства);

    В случае если резидентам парка для целей размещения промышленного производства предоставляются земельные участки:
  • Не менее 50% полезной площади индустриального парка должны быть предназначены для передачи в собственность или в пользование резидентам;
  • Не менее 50% площади территории парка является полезной площадью.
Транспортная доступность
  • Наличие транспортного сообщения с ближайшими населенными пунктами;
  • Наличие проложенной до границы индустриального парка и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги класса "дороги обычного типа" не ниже IV категории согласно ГОСТ Р 52398, примыкающей к дороге федерального, регионального или местного значения;
  • Должен быть оборудован съезд с дороги на территорию индустриального парка.
Инженерная инфраструктура
  • Наличие на территории индустриального парка точки присоединения к
    электрическим сетям максимальной мощностью не менее 2 МВт;
  • Наличие на территории парка точки присоединения к электрическим сетям и/или наличие действующих ТУ на техприсоединение и/или наличие согласованного проекта создания собственных генерирующих мощностей в объеме не менее 0,15 МВт свободной максимальной мощности на каждый свободный гектар полезной площади парка;
  • Наличие на территории парка существующего подключения к сетям газоснабжения и/или наличие существующего подключения к сетям теплоснабжения;
  • Наличие на территории парка ливневой канализации;
  • Наличие подключения потребителей к системе водоснабжения и водоотведения, и (или) наличие ТУ на подключение к системе водоснабжения и водоотведения, и (или) наличие собственных объектов водоснабжения и водоотведения, и (или) наличие согласованного проекта создания собственных объектов системы водоснабжения и водоотведения и ТУ на подключение потребителей к системе водоснабжения и водоотведения;
Объекты парка
  • Объекты транспортной инфраструктуры для обеспечения движения транспортных средств резидентов парка, пользователей инфраструктуры парка, а также иных лиц, обслуживающих объекты коммунальной инфраструктуры парка;
  • Системы коммуникаций и объекты электроснабжения, газоснабжения и (или) теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и связи, обеспечивающие деятельность резидентов парка, пользователей инфраструктуры парка;
  • Здания, строения и сооружения для промышленного производства резидентов;

    В случае если резидентам парка для целей размещения промышленного производства предоставляются здания, строения или их части:
  • Не менее 50% полезной площади зданий, строений парка предназначены для размещения и ведения промышленного производства резидентов;
  • Не менее 50% площади зданий, строений парка является полезной площадью зданий, строений.

Основные требования к объектам, территории и инфраструктуре технопарков:

Территория
  • Не менее 1 га;
  • Участки должны быть смежными или располагаться на дальше 2 км. друг от друга (не более 20 км друг от друга в случае агробиотехнопарка);
  • Вид разрешенного использования допускает размещение промышленных объектов (для агробиотехнопарков - участки сельхозназначения и предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства, а также иных связанных с сельскохозяйственным производством целей);
Транспортная доступность
  • Наличие транспортного сообщения с ближайшими населенными пунктами;
  • Наличие проложенной до границы технопарка и введенной в эксплуатацию автомобильной дороги, примыкающей к дороге федерального, регионального или местного значения;
  • Должен быть оборудован въезд с дороги на территорию технопарка.
Инженерная инфраструктура
  • Обеспечение территории промышленного технопарка электроэнергией максимальной мощностью не менее 0,5 МВт (0,2 МВт в случае экотехнопарка);
  • Обеспечение возможности для техприсоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям не менее 0,1 МВт (0,02 МВт в случае экотехнопарка) максимальной мощности на каждые свободные 1000 кв. метров площади производственных помещений технопарка;
  • Наличие подключения к сетям газоснабжения и/или к сетям теплоснабжения;
  • Наличие подключения потребителей к системе водоснабжения и водоотведения, и (или) наличие ТУ на подключение к системе водоснабжения и водоотведения, и (или) наличие собственных объектов водоснабжения и водоотведения, и (или) наличие согласованного проекта создания собственных объектов системы водоснабжения и водоотведения и ТУ на подключение потребителей к системе водоснабжения и водоотведения;
Технологическая инфраструктура
  • Бизнес-инкубатор или технологический инкубатор - минимальная площадь 100 кв.м.
  • Инжиниринговый центр - минимальная площадь 50 кв.м.
  • Центр коллективного пользования научным оборудованием - минимальная площадь 70 кв.м.
  • Центр коллективного пользования опытно-промышленным оборудованием - минимальная площадь 70 кв.м.
  • Сертификационный центр - - минимальная площадь 50 кв.м.
  • Лаборатория - минимальная площадь 50 кв.м.
  • Виварий - минимальная площадь 50 кв.м.
  • Инновационно-технологический центр (центр трансфера технологий) - минимальная площадь 50 кв.м.
  • Чистая комната - минимальная площадь 100 кв.м.
  • Центр прототипирования (центр промышленного дизайна) - минимальная площадь 50 кв.м.
  • Центр обработки данных - минимальная площадь 70 кв.м.
  • Конгрессно-выставочный зал - минимальная площадь 100 кв.м.
Объекты технопарка
  • Объекты транспортной инфраструктуры для обеспечения движения транспортных средств резидентов технопарка, пользователей инфраструктуры технопарка, а также иных лиц, обслуживающих объекты коммунальной инфраструктуры технопарка;
  • Системы коммуникаций и объекты электроснабжения, газоснабжения и (или) теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и связи, обеспечивающие деятельность резидентов технопарка, пользователей инфраструктуры технопарка;
  • Здания, строения и сооружения для ведения резидентами промышленного технопарка промышленного производства, и (или) сельского хозяйства (в случае агропромышленного технопарка (агробиотехнопарка), и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности;

  • Площадь офисных, технических, производственных, административных, складских и иных помещений и строений промышленного технопарка составляет не менее 5000 кв. метров (не менее 2500 кв. метров в случае агропромышленного технопарка (агробиотехнопарка);
  • Плотность застройки территории промышленного технопарка, определяемая как отношение площади всех этажей зданий и строений промышленного технопарка к общей площади территории (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), составляет не менее 2000 кв. метров на гектар (не менее 500 кв. метров на гектар в случае агропромышленного технопарка (агробиотехнопарка);
  • Не менее 50% полезной площади зданий, строений технопарка предназначены для размещения и ведения промышленного производства, и (или) сельского хозяйства (в случае агропромышленного технопарка (агробиотехнопарка), и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности резидентов технопарка;
  • Не менее 50% площади зданий, строений технопарка является полезной площадью зданий, строений;
  • Не менее 50 % площади зданий, строений, составляющих полезную площадь технопарка, предназначено для размещения резидентов, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Меры государственной поддержки для индустриальных парков, технопарков:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»Финансирование субъектов РФ из федерального бюджета на создание или развитие индустриальных парков (частных и государственных) по направлениям:
  • Создание и развитие энергетической и транспортной инфраструктуры;
  • Строительство сетей инженерной инфраструктуры парка (тепло-, газо-, энерго- и водоснабжение, ливневая канализация, система очистки сточных вод, линии связи);
  • Подготовка промышленных площадок, в том числе проведение коммуникаций, строительство и реконструкция производственных зданий, строений, сооружений;
  • Техприсоединение к объектам электросетевого хозяйства, сетям водоснабжения;
  • Оснащение центров коллективного пользования парков технологическим, инженерным, производственным оборудованием, оборудованием для переработки продукции, лабораторным выставочным оборудованием.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. N 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме иных межбюджетных трансфертов на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон»Финансирование субъектов РФ из федерального бюджета на создание, модернизацию, реконструкцию инфраструктуры индустриальных парков по направлениям:
  • Инженерной инфраструктуры;
  • Энергетической инфраструктуры;
  • Транспортной инфраструктуры;
  • Зданий, строений и сооружений для резидентов парка.

    Финансирование осуществляется в пределах лимитов:
  • Суммы налоговых отчислений и таможенных пошлин резидентов в федеральный бюджет за последовательные 5-15 лет;
  • 30 млн. рублей на 1 гектар общей площади территории индустриального парка;
  • 90 тыс. рублей на 1 кв. метр общей площади создаваемых, модернизируемых и реконструируемых объектов капстроительства индустриального парка;
  • 120 тыс. рублей на 1 кв. метр общей площади создаваемых, модернизируемых и (или) реконструируемых объектов недвижимого имущества промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий;
  • В случае реализации проектов по созданию, модернизации и реконструкции объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий частной формы собственности - 75% фактически понесенных управляющей компанией парка затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры парка.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2015 г. N 831 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям – управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам .... на реализацию инвестиционных проектов создания, расширения или развития индустриальных (промышленных) парков и (или) промышленных технопарков»Финансирование управляющих компаний парков и технопарков из федерального бюджета на цели возмещения % по кредитам по направлениям:
  • Создание новых индустриальных парков, технопарков;
  • Расширение действующих парков, технопарков не менее чем на 50%;
  • Развитие действующих индустриальных парков, технопарков.

    Финансирование осуществляется в пределах лимитов:
  • Не более 2/3 суммы затрат управляющей компании на уплату процентов по кредиту в расчетном периоде;
  • Не более величины, рассчитанной исходя из базового индикатора, определенного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N 702 "О применении базовых индикаторов при расчете параметров субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по кредитам, облигационным займам и (или) договорам лизинга в зависимости от сроков кредитования, а также определении предельного уровня конечной ставки кредитования, при превышении которого субсидирование процентной ставки не осуществляется", если процентная ставка по кредиту в рублях, больше или равна базовому индикатору;
  • Субсидии не предоставляются на возмещение затрат управляющей компании на уплату процентов по кредитам, ставка по которым превышает предельный уровень конечной ставки кредитования, определенный в соответствии с постановлением N 702.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 «Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на выполнение инженерных изысканий, проектирование, экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, а также на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения»Финансирование субъектов РФ, имеющих задолженность перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, путем списания задолженности, на цели создания и развития индустриальных парков по направлениям:
  • Создание объектов инфраструктуры;
  • Модернизация и реконструкция объектов инфраструктуры;
  • Проектно-изыскательские работы и разработка проектно-сметной документации;
  • Техприсоединение к инженерным сетям.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г . N 1189 «Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1190 «Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов»
Финансирование субъектов РФ в форме бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов, в том числе на создание и развитие индустриальных парков по направлениям:
  • Проектирование, строительство, реконструкция, техперевооружение, капремонт объектов транспортной, инженерной, энергетической, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, особых экономических зон, территорий опережающего социально-
    экономического развития, инновационных научно-технологических центров;
  • Техприсоединение к инженерным сетям.
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 2021 г. № 1325 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и промышленных технопарков частной формы собственности на создание или увеличение площади территории индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков»Финансирование субъектов РФ в форме субсидий на создание, развитие частных индустриальных парков по направлениям:
  • Cтроительство, модернизация и реконструкция объектов инфраструктуры парка;
  • Приобретение оборудования в составе технологической инфраструктуры промышленного
    технопарка;
  • Проектирование объектов инфраструктуры парков, включая затраты на разработку и проведение госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, госэкспертизы определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов капитального строительства;
  • Разработка техусловий и техприсоединение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов инфраструктуры парка;
  • Уплата основного долга и процентов по кредитам, полученным в российских кредитных
    организациях на вышеуказанные цели.

    Финансирование осуществляется в пределах лимитов:
  • Только на геостратегических территориях России или регионах, реализующих индивидуальные программы развития или в моногородах;
  • Не более 50% затрат на создание или модернизацию инфраструктуры, закупку оборудования, присоединение к инженерным сетям и погашение кредитов;
  • Не более 15 млн руб./1 га общей площади индустриального парка
  • Не более 60 тыс. руб./1 кв. м общей площади зданий технопарков.
Cтруктура и содержание бизнес-плана и финмодели индустриального парка, технопарка:

За прошедшие 8 лет я принимал участие в разработке документации более 20 таких проектов – частных и государственных индустриальных, промышленных и агропромышленных парков и технопарков в разных регионах России.

При разработке бизнес-плана проводится детальный анализ региональной экономики, промышленности, инвестиций, выполняется обоснование специализации парка/технопарка, рассчитываются и обосновываются требования к потенциальным резидентам и формируются основные условия резидентной политики парка.

В финансовой модели выполняются расчеты по деятельности Управляющей компании и моделируется деятельность резидентов парка или технопарка в динамике, включая налоговые отчисления резидентов по всем видам налогов, а также выполняется расчет бюджетной эффективности в разрезе трех уровней бюджетной системы РФ. 

Особенность бизнес-планов и финансовых моделей инфраструктурных проектов состоит в том, чтобы отразить социально-экономические и бюджетные эффекты от реализаци проекта для государства, региона и муниципального образования, так как государство является основным бенефициаром таких проектов. В составе бюджетных и социально-экономических эффектов как правило рассчитываются:

  • Количество созданных рабочих мест;
  • Уровень заработной платы в проекте в сопоставлении со средней заработной платой по региону и отрасли;
  • Доходы бюджетной системы в форме налоговых отчислений проекта по трем уровням (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и муницмпальный бюджет);
  • Соотношение предоставленной субсидии или суммы предоставленных налоговых льгот к доходам бюджета соответствующего уровня за прогнозный период;
  • Денежные потоки, NPV, IRR, сроки окупаемости проекта для разных уровней бюджетной системы;
  • Доля выручки резидентов в составе отраслевой выручки региона;
  • Доля выручки резидентов в составе выручки МСП региона;
  • Размер внебюджетных инвестиций резидентов в составе отраслевых внебюджетных инвестиций региона;
  • Прочие эффекты, определяемые спецификой проекта: прирост внутреннего производства конкретных отраслей по региону (рост самообеспеченности региона), рост экспорта, рост производственной кооперации и другие эффекты.

 

В комплект разрабатываемых мной документов входят бизнес-план в MS Word и финансовая модель в MS Excel, согласно установленным требованиям, регламентирующим финансирование индустриального парка/технопарка.

В стоимость моих работ включена поддержка (сопровождение) проекта при рассмотрении в органах власти субъекта РФ, включая работу с замечаниями и рекомендациями экспертов, взаимодействие (переговоры, переписка) с экспертами по вопросам, касающимся бизнес-плана и финансовой модели.

В соответствии с ГОСТ Р 56301-2014, бизнес-план индустриального парка должен включать следующие разделы:

  1. Резюме

    Содержание раздела состоит из описания проекта, его цели; информации об инициаторе проекта и краткого изложения основных тезисов по всем ключевым разделам бизнес-плана;

  2. Бизнес-модель индустриального парка

    Содержит ключевые параметры индустриального парка – от типа и специализации до организационной структуры, предполагаемых услуг и характеристики предполагаемых
    резидентов;

  3. Комплексная характеристика территории индустриального парка

    Содержит обоснование выбора места строительства индустриального парка. Должна быть определена инвестиционная привлекательность региона при реализации данного проекта;

  4. Стратегия маркетинга

    Содержит базирующуюся на предварительных маркетинговых исследованиях разработанную линейку сервисных услуг индустриального парка, тарифную политику по базовым услугам (размещение и коммунальные услуги), характеристики резидентов индустриального парка, комплекс мер по привлечению резидентов и продвижению индустриального парка на региональном, национальном и международных рынках; 

  5. Персонал

    Содержит оценку потребностей в персонале для данного проекта на различных уровнях управления и функционирования индустриального парка наряду с потребностями в персональной подготовке на различных уровнях и на различных этапах осуществления проекта;

  6. Схема осуществления проекта

    Содержит стадии осуществления проекта с момента принятия решения об инвестировании до начала функционирования индустриального парка и последующей эксплуатации;

  7. Декларация о намерениях индустриального парка

    Содержит описание специализации индустриального парка, а также требования к резидентной политике управляющей компании;

  8. Финансовый анализ и оценка инвестиций

    Содержит обобщенную смету по всем направлениям расходов и детальную таблицу инвестиционных затрат по проекту, схему финансирования проекта и детальный план финансовых потоков с поквартальной разбивкой на среднесрочный период, а также оформленную финансовую модель;

  9. Оценка рисков

    Содержит описание рисков по ключевым стадиям проекта и SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз деятельности организации).

В соответствии с ГОСТ Р 56425 – 2021, бизнес-план технопарка должен включать следующие разделы:

  1. Резюме проекта создания и/или развития технопарка

  2. Описание проекта

    Цель реализации проекта, описание региона реализации проекта (уровень социально-экономического развития региона, анализ состояния малого и среднего предпринимательства в регионе,
    анализ текущего состояния объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), актуальность реализации проекта, текущий статус реализации проекта;

  3. Бизнес-модель технопарка

    Специализация технопарка, организационно-экономическая модель, перечень и описание предполагаемых услуг, описание объектов технологической инфраструктуры, характеристики ре-
    зидентов, резидентная политика;

  4. Характеристика территории технопарка

    Обоснование выбора места строительства технопарка, инвестиционная привлекательность региона при реализации проекта, детальное описание участка технопарка, требования и издержки подготовки и освоения участка технопарка;

  5. Анализ рынка и маркетинговая стратегия

    Анализ рынка базовых и специализированных услуг технопарка, анализ рынка офисной и производственной недвижимости, определение диапазона цен продажи и аренды за помещения офисного и производственного назначений и за земельные участки промышленного назначения, тарифная политика по услугам технопарка, анализ конкурентной среды, комплекс мер по привлечению резидентов и продвижению технопарка

  6. Организационный план

     Описание основных участников и их ролей в рамках реализации проекта по созданию и/или развитию технопарка, организационно-штатная структура управляющей компании технопарка, план-график реализации проекта создания и/или развития технопарка;

  7. Декларация о намерениях

     Текущий статус подписания договоров и/или предварительных договоров с резидентами технопарка, перспективный спрос резидентов на арендопригодные площади технопарка, текущий и перспективный балансы потребности резидентов в электроснабжении, теплоснабжении и/или газоснабжении, водоснабжении, водоотведении, перспективы развития технопарка;

  8. Финансовый анализ и оценка инвестиций

     План финансирования проекта (основные исходные данные, допущения и предпосылки, использованные для построения финансовых прогнозов, ключевые статьи доходов и затрат по годам реализации проекта); общая потребность в финансировании; предполагаемая структура источников финансирования; прогноз денежных потоков проекта, который должен быть выполнен с соблюдением следующих условий: срок прогнозирования – не менее 10 лет, использование индексов-дефляторов, использование прогнозируемых рыночных темпов роста цен на ставки арендной платы, объекты недвижимости/земельные участки, использование прогнозных индексов на тарифы организаций коммунального комплекса, официально публикуемых Министерством экономического развития Российской Федерации в прогнозах социально-экономического развития; расчет показателей экономической эффективности проекта (рекомендуется включить следующие показатели: расчет средневзвешенной стоимости капитала (WACC), расчет критериев экономической и финансовой эффективности проекта – чистой приведенной стоимости (NPV), внутренней нормы доходности (IRR), рентабельности инвестиций (RI), как  соотношения NPV проекта и суммарной недисконтированной величины инвестиций субъекта, с точки зрения которого составлен прогноз денежных потоков, дисконтированный и недисконтированный сроки окупаемости проекта), расчет бюджетной эффективности – прогноз денежных потоков с разбивкой на статьи затрат и  доходов бюджетов каждого из уровней бюджетной системы Российской Федерации, выводы об  экономической целесообразности реализации проекта и обоснование использования бюджетных средств в случае, если планируется их привлечение;

  9. Результат реализации проекта создания и/или развития технопарка 

    Показатели эффективности реализации проекта создания и/или развития технопарка (количество резидентов технопарка, количество рабочих мест резидентов технопарка, объем выручки резидентов технопарка, объем инвестиций резидентов, объем налоговых и таможенных отчислений резидентов в бюджеты всех уровней);

  10. Оценка рисков

     Описание возможных рисков при реализации проекта создания и/или развития технопарка, оценка вероятности возникновениярисков, оценка степени влияния рисков на реализацию проекта создания
    и/или развития технопарка, мероприятия для минимизации возникновения рисков.

 

Формат и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от характера проекта. Информация, включенная в бизнес-план, должна быть объективной, должна основываться на достоверных данных и не противоречащих им разумных предположениях, все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация. 

Следующие субъекты моделируются в финансовой модели и анализируются в бизнес-плане:

  • Управляющая компания (УК);
  • Резиденты;
  • Бюджетная система РФ в разрезе трех уровней бюджетной системы.

 

Основные параметры и возможности (опции) финансовой модели:

  • Расчеты модели выполняются в MS Excel с открытыми формулами, без скрытых/защищенных областей и диапазонов;
  • Финансовая модель может состоять из более чем одного файла, если в соответствии с концепцией использования и развития территории, представленной в Мастер-плане, такой метод расчетов будет более удобным для восприятия и использования (файлы финансовой модели должны быть взаимосвязаны);
  • Все исходные данные для расчетов расположены на отдельном листе финансовой модели, расположены в виде логически обоснованной структуры, имеют описания / пояснения с обоснованием и ссылками на источники, если такое обоснование отсутствует в бизнес-плане.
  • Все исходные данные допускают внесение изменений с автоматическим пересчетом результатов. Под исходными данными понимаются:
      • Площади земельных участков и объектов недвижимости;
      • Сроки и стоимость строительства объектов, сроки ввода их в эксплуатацию;
      • Сроки передачи участков и площадей резидентам;
      • Способы передачи площадей резидентам (аренда, продажа, аренда с выкупом built-to-lease);
      • Параметры продажи площадей резидентам (если применимо: срок рассрочки оплаты, ставка, % за рассрочку);
      • Цены, ставки и тарифы всех услуг (доходов) УК и расходов УК;
      • Нормативы для расчетов прогнозных объемов услуг УК;
      • Параметры деятельности резидентов, основанные на статистических и среднеотраслевых показателях;
      • Параметры финансирования (заемного, бюджетного, собственного);
  • Прогнозный период расчетов не менее 10 лет;
  • Шаг расчетов 1 квартал с возможностью просмотра расчетных таблиц и результатов по календарным годам;
  • Предусмотрена возможность распечатки в 1 клик всех годовых таблиц файла финансовой модели в формате А4 на принтер или в pdf-файл (таблицы имеют сформированную область печати, заголовки, колонтитулы, нумерацию, сквозные строки и столбцы + титульный лист и оглавление);
  • В расчетах учтены прогнозные показатели инфляции по отдельным статьям расходов/доходов в соответствии видам экономической деятельности, по индексам, установленным ЦБ РФ и Минэкономразвития РФ на актуальную дату;
  • В финансовой модели предусмотрена возможность графического стресс-анализа результатов проекта (NPV, сроки окупаемости, прибыль, потребность в финансировании, потребность в займах) для Управляющей компании, федерального и регионального бюджетов к изменению основных факторов риска: риск недозаполненности площадей, риск задержи ввода в эксплуатацию объектов, риск необходимости снижения цен/ставок и тарифов для резидентов, риск снижения инвестиций резидентов, риск роста операционных расходов УК, риск роста стоимости капвложений в создание парка, риск роста инфляции, риск изменения курсов валют;

 

Состав основных расчетов по Управляющей компании (УК):

Прогнозный поквартальный расчет изменения земельных ресурсов под управлением УК в разрезах:

  • Участки для размещения резидентов, в том числе арендованные резидентами, под собственными объектами резидентов, участки, выкупленные резидентами;
  • Участки общего пользования и технического (инфраструктурного) назначения;
  • Участки для обслуживания за счет УК;
  • Участки на балансе и/или в аренде УК;

 

Прогнозный поквартальный расчет изменения площадей фонда объектов недвижимости индустриального парка в разрезах:

  • Площади, предоставленные в аренду резидентам;
  • Площади, выкупленные резидентами;
  • Площади, построенные резидентами;
  • Площади для обслуживания УК;
  • Площади на балансе УК;

 

Прогнозный поквартальный расчет движения активов в рамках деятельности УК в разрезах:

  • Земельные участки;
  • Площади (объекты недвижимости);

 

Прогнозный поквартальный расчет динамики операционных доходов УК в разрезе типов доходов:

  • Аренда (субаренда)/продажа участков,
  • Инфраструктурные сборы
  • Оплата коммунальных услуг и энергоресурсов резидентами,
  • Доходы УК от прочих услуг для резидентов (услуги центра коллективного пользования, логистические услуги, предоставление парковочных мест, предоставление ж/д путей и прочее).

 

Прогнозный поквартальный расчет динамики операционных расходов УК в разрезе типов расходов:

  • Заработная плата,
  • Содержание и обслуживание территории / инфраструктуры и оборудования / объектов недвижимости,
  • Коммунальные услуги и энергоресурсы,
  • Маркетинговое продвижение парка,
  • Прочие расходы эксплуатационного и административного характера,
  • Расходы на оказание прочих услуг (содержание ж/д линий, содержание центра коллективного пользования – сырье, материалы, персонал, содержание логистического комплекса и т.п.)

 

Прогнозный поквартальный расчет инвестиционных вложений проекта создания парка в разрезах:

  • Инфраструктура и оборудование;
  • Объекты недвижимости;
  • Оборотные средства;

 

Прогнозный поквартальный расчет потребности в финансировании проекта создания парка по источникам:

  • Внебюджетные средства (Капитал УК, Заемные средства)
  • Бюджетные средства (Субсидии федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

 

Состав расчетных результатов проекта для Управляющей компании (УК):

  • Прогнозный поквартальный расчет налогообложения УК по видам налогов и уровням бюджетной системы с учетом налоговых льгот (если льготы применимы для УК в соответствии с региональным законодательством);
  • Прогнозная финансовая отчетность УК: Баланс, Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках), Отчет о движении денежных средств.
  • Финансовый анализ деятельности УК (динамика структуры затрат, расчет показателей рентабельности, оборачиваемости, ликвидности, оценка вероятности банкротства в динамике)
  • Расчет денежного потока УК и оценка инвестиционной эффективности деятельности УК (NPV, IRR, PI, сроки окупаемости).

 

Состав основных расчетов по деятельности Резидентов:

  • Поквартальная динамика площадей земельных участков, занятых резидентами в разрезах: арендованные резидентами участки / выкупленные резидентами участки / участки на которых ведется строительство резидентами / участки на которых объекты резидентов введены в эксплуатацию;
  • Поквартальная динамика площадей объектов, занятых резидентами в разрезах арендованные резидентами объекты / построенные резидентами объекты/ выкупленные резидентами у УК объекты);
  • Поквартальная динамика инвестиций резидентов в объекты недвижимости (строительство);
  • Поквартальная динамика инвестиций резидентов в оснащение занятых площадей (оборудование);
  • Поквартальная динамика размера активов недвижимость/оборудование на балансах резидентов;
  • Поквартальная динамика численности персонала на предприятиях резидентов;

 

Состав расчетных результатов проекта для резидентов:

  • Поквартальные расчеты налогообложения резидентов по видам налогов и уровням бюджетной системы с учетом типов налогообложения (общая система налогообложения + упрощенная система налогообложения + возможные налоговые льготы для резидентов, установленные региональным законодательством);
  • Поквартальный расчет выручки и добавленной стоимости (валового регионального продукта) резидентов;
  • Поквартальный расчет основных удельных показателей парка: выручка, инвестиции, валовый внутренний продукт, численность персонала на 1 резидента, на 1 га площади парка, на 1 кв.м. площади зданий, соотношение бюджетных/внебюджетных инвестиций.

 

Состав основных расчетов по бюджетной системе РФ:

  • Поквартальная динамика притоков и оттоков от проекта по уровням бюджетной системы (оттоки на финансирование проекта создания парка, притоки налоговых и иных доходов от деятельности резидентов и УК);

 

Состав расчетных результатов проекта для бюджетной системы:

  • Оценка инвестиционной эффективности проекта по уровням бюджетной системы (NPV, IRR, PI, RI, сроки окупаемости по уровням бюджетов);
  • Среднегодовые и итоговые доходы от проекта по трем уровням бюджетной системы;
  • Вклад проекта в региональный ВРП – среднегодовой и итоговый за период расчетов;
  • Вклад проекта в региональные инвестиции в основной капитал;
  • Вклад проекта в оборот региональной промышленности, в оборот региональных МСП. 

К бизнес-планам и финансовым моделям индустриальных парков и технопарков могут предъявляться дополнительные требования,  в соответствии с  нормативными актами (постановлениями правительства, приказами), в рамках которых запрашивается бюджетное финансирование проекта.

Как подробно раскрыть

описать и проанализировать проект?

В большинстве случаев разработку бизнес-плана заказывают, когда нужно привлечь финансирование (заем, субсидию, прямые инвестиции) или получить льготы и преференции (налоговые льготы, аренда земли без торгов по льготным ставкам и т.п.) Соответственно, Вы будете подавать бизнес-план в банк, фонд или в министерство, департамент органов власти или инвесторам, которые будут его анализировать.

Поэтому одна из главных задач бизнес-плана состоит в том, чтобы доказать состоятельность и практическую реализуемость проекта, и обосновать возможность достижения запланированных в проекте целей.

Прогнозируемые доходы, наличие прибыли и окупаемости в инвестиционном проекте – это хотя и важные, но недостаточные составляющие обоснования.

Во-первых, существует множество факторов, способных воспрепятствовать или затруднить реализацию проекта, привести к дополнительным, непредвиденным издержкам, или невыходу на проектную мощность, недостижению запланированных объемов.

И бизнес-план предназначен в том числе для того, чтобы подробно раскрыть, описать и проанализировать проект с разных сторон, так чтобы у лиц, принимающих решение о финансировании или предоставлении льгот не осталось вопросов и сомнений в успешной реализации проекта.

И бизнес-план предназначен в том числе для того, чтобы подробно раскрыть, описать и проанализировать проект с разных сторон, так чтобы у лиц, принимающих решение о финансировании или предоставлении льгот не осталось вопросов и сомнений в успешной реализации проекта.

Разработка бизнес плана

для целевой аудитории

Во-вторых, реализация любого проекта складывается из множества разных взаимосвязанных процессов, как на инвестиционном этапе, так и на операционном (эксплуатационном) этапе. Среди этих процессов есть основные (главные) процессы, а есть второстепенные, вспомогательные процессы, без которых главные процессы не будут функционировать.

Иногда такие вспомогательные процессы имеют большое влияние на проект или требуют серьезных издержек. Они также должны быть проработаны в бизнес-плане, обоснованы цифрами и учтены в расчетах.

В зависимости от того, кто будет анализировать Ваш бизнес-план – инвесторы, банки или органы власти, их будут интересовать разные вопросы, которые должны быть глубже рассмотрены и акцентированы. Поэтому хороший, качественный бизнес-план – это всегда индивидуальная разработка, учитывающая не только цели Заказчика, но и круг интересов лиц, которые будут анализировать этот документ.

Заказать разработку
бизнес-плана под ключ

Заполните данную форму
и я перезвоню Вам

Получите бесплатную консультацию,
заполните данную форму
и я перезвоню Вам