Типичные ошибки при разработке производственных бизнес-планов. Разделы бизнес-плана о постоянных и переменных затратах.

Типичные ошибки при разработке производственных бизнес-планов. Разделы бизнес-плана о постоянных и переменных затратах.

Здесь рассмотрены типичные ошибки при определении расходов на энергоресурсы, эксплуатационно-инженерных расходов, прочих производственных, административных и коммерческих расходов, допускаемые при разработке бизнес-планов. Что касается нормирования расходов на сырье и материалы, с этим обычно проблем не бывает, и в той или иной мере, в документах по инвестпроекту эта тема достаточно хорошо раскрывается. А вот со всеми остальными статьями расходов бывают проблемы…

Затраты на энергоресурсы. Часто в бизнес-планах стоимость энергоресурсов нормируют как попало, в то время как выполнить правильный расчет бывает достаточно просто. Например, затраты на энергоресурсы нормируют как Х% от стоимости сырья и материалов или Х% от выручки от реализации продукции. Все это бред. 

 

На самом деле затраты на энергоресурсы определяются характеристиками энерго-, газо, водо- (и т.п.) потребления оборудования. Они могут быть опубликованы на интернет-ресурсе поставщика оборудования или содержаться в коммерческом предложении. Наконец, заказчик их может просто запросить у производителя (и это самый правильный вариант). Ну а далее, с учетом производительности, количества рабочих часов в сутки и тарифов на площадке проекта все достаточно просто рассчитывается в пересчете на единицу продукции. На худой конец, можно посчитать и по аналогичному оборудованию, цифры будут близкие, но при разработке бизнес-плана они должны быть учтены. 

 

Эксплуатационно-инженерные расходы. Электроэнергия, газ и вода расходуются не только в производственных процессах. Электроэнергия еще нужна на освещение производственных и административных помещений и на хоз.нужды, газ в большинстве случаев нужен на отопление и обеспечение ГВС в помещениях, вода тоже уходит на хоз.нужды. И не учитывать такие затраты при разработке бизнес-плана – это большая ошибка.

 

Все эти затраты должны быть рассчитаны исходя из размеров площадей (отопление, кстати, рассчитывается исходя из объема, а не из площади, тем более, что высота производственных  и складских помещений может составлять по 6-8 метров и более).
Также в составе эксплуатационно-инженерных расходов в финансовой модели не следует забывать:

  • расходы на уборку производственных и административных помещений,
  • расходы на содержание территории, логистических площадок, открытых складов, включая уборку снега зимой (это знаете ли, затратное дело, если нет своей спецтехники), и расходы на наружное освещение,
  • расходы на содержание (текущий ремонт) помещений, зданий, инженерных сетей, 
  • расходы на обслуживание, ремонт и запчасти к приобретенному производственному оборудованию.

В отдельных случаях, если проект реализуется на базе действующего предприятия, все эти расходы уже известны заказчику и он может их предоставить, тогда и рассчитывать ничего не нужно, все цифры известны. 

 

Расходы на содержание автотранспорта. ГСМ – это само собой, да. Только нормируют его часто тоже от балды. В процентах от выручки или еще от чего-нибудь. Ну не нормируется так ГСМ и результаты будут неправильные. Что мешает спрогнозировать расчетным путем ежемесячный пробег каждого ТС? 

 

Грузоподъемность известна (ну то есть при разработке бизнес-плана у заказчика можно запросить марки и модели ТС, тогда станет известна грузоподъемность), предположительные точки назначения тоже известны (это поставщики или потребители в соответствующих городах или ближайшая грузовая ж/д станция, где будет осуществляться перегрузка из/в вагонов на автотранспорт). Легко считаем средний пробег в динамике по шагам планирования исходя из плановых объемов перевозок и умножаем на норматив расхода для ТС и стоимость соляры. Вот и получаются обоснованные цифры по ГСМ, которые должны быть отражены в финансовой модели.
Также ошибочно забывать при разработке бизнес-планов о расходах на ТО, запчасти и ремонт автотранспорта. Такие расходы при коммерческой эксплуатации с пробегом по 5-7 тыс. км в месяц — это вам не личный а/м обслуживать на ТО раз в год.

Опять же, если проект реализуется на базе действующего бизнеса, все эти усредненные расходы уже известны заказчику и он может их предоставить. 

Ну ОСАГО можно конечно пренебречь за малостью суммы, а вот если автотранспорт у вас приобретается в кредит или в лизинг, то вам светит обязательное КАСКО. А это уже другая сумма, особенно если у вас в инвестиционном проекте пара десятков дорогостоящих ТС. В общем не учитывать страхование ТС – еще одна ошибка при разработке бизнес-планов.

 

Средства индивидуальной защиты и спецодежда. Учитывать затраты на обеспечение персонала спецодеждой и обувью потребуется практически в любом производственном проекте. Пропускать такую статью расходов – это ошибка.

 

Все прайсы — в свободном доступе. Считается все элементарно. Периодичность замены – минимум раз в год, зависит от условий работы.
Если же в проекте планируется производство с вредными условиями труда, то тут все несколько сложнее. Специалисты по охране труда заказчика (если таковые есть) должны предоставить сведения о необходимых СИЗ. Или разработчик должен изучить нормативную базу и методические рекомендации по охране труда, чтобы рассчитать расходы на СИЗ (перчатки, респираторы, фильтры, лицевые маски, одноразовые комбинезоны и т.п.) Кстати периодичность замены у них – от 1 раза в год до 3 и более раз в смену. Ну а сумма годовых затрат тоже может быть впечатляюще неожиданной. Все это при разработке бизнес-плана должно быть отражено в расчетах финансовой модели. 

 

Утилизация отходов. В подавляющем большинстве случаев, эта статья затрат в бизнес-планах не учитывается вовсе. И это тоже ошибка. Утилизация промышленных отходов может быть существенной статьей затрат в проекте.

 

Во-первых, следует пронормировать объемы образования отходов производства по видам используемого сырья и материалов.

Во-вторых – классифицировать их по классам опасности.

В-третьих, узнать расценки специализированных организаций в окружении площадки проекта, имеющих право на утилизацию отходов.

Вот на основании этих данных и должен быть выполнен расчет затрат на утилизацию отходов в динамике по шагам планирования (расчетов).
Кстати, отходы производства – это не только отходы сырья и материалов. Это еще тара и упаковка. А она может быть, например, химически опасной, и утилизация ее будет стоить немало денег.
С другой стороны, бывает, что отходы можно сдавать на переработку и это может быть отражено в расчетах как дополнительный источник доходов инвестиционного проекта.

 

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Эта статья затрат, как правило, игнорируется при разработке бизнес-планов, как и утилизация отходов. Но времена давно изменились, и платежи НВОС придется регулярно оплачивать.

 

Если в инвестиционном проекте предусмотрены локальные очистные сооружения, отсутствуют атмосферные выбросы, а промышленные отходы планируется утилизировать с привлечением специализированных организаций с переходом прав собственности, то допустимо приравнять платежи НВОС к нулю. Ну и для малых невредных производств это тоже допустимо. В иных случаях при разработке бизнес-плана нужно рассчитать НВОС с использованием специализированного программного обеспечения (Яндекс в помощь). Предварительно, конечно, технологи заказчика должны предоставить сведения о видах и нормах образования вредных веществ в производственных процессах. Или разработчик должен определить перечень видов вредных веществ и нормы их образования. Полученная в результате этих расчетов сумма может неприятно удивить, но такова действительность и в финансовой модели это должно быть отражено.

 

Сертификация продукции и производства. Несмотря на то, что обязательной сертификации в России как-бы и нет, но для поставок на госпредприятия, для участия в тендерах, для экспортных поставок придется сертифицировать и продукцию, и производство.

 

Эти расходы также должны быть отражены при разработке бизнес-плана, потому что фактически их все равно придется понести. Кстати, сертификаты имеют разные сроки действия, исходя из этого должны быть рассчитаны и расходы.

 

Рекламно-маркетинговые издержки. Обычно делают так. Рекламно-маркетинговые издержки приравнивают к Х% от выручки. Ну в совсем укрупненном случае, для приблизительного, оценочного расчета, наверное, так можно.

 

А вообще-то следует сначала сформировать и обосновать в бизнес-плане перечень рекламно-маркетинговых мероприятий (использование печатных СМИ, интернет-ресурсов, участие в выставках и т.п.), описать их периодичность и исходя из этого рассчитать годовой рекламно-маркетинговый бюджет. 

 

/ ExpertWorkStation /